19.12.2012

Олимпийские игры в Лондоне: от и до

— Почему вы остановили свой выбор именно на Grass Valley Stratus?

Мы прошли долгий путь перед тем, как сделать окончательный выбор. У нас уже был опыт организации подобного рода: четыре года назад на Олимпиаде в Пекине мы использовали другой большой комплекс безленточного производства. В этот раз, учтя все ошибки и трудности, с которыми мы столкнулись в 2008, мы сформулировали ряд требований к той работе, которую мы планировали провести в Лондоне. Оперативность, многократный доступ к одному и тому же материалу, надежность и компактность – вот та часть критериев, стоявших на первом месте. К тому же мы все везли из Москвы, и нам не хотелось брать слишком много оборудования, но в результате все равно получилось более семи тонн. Мы перебрали большое количество вариантов: от самых дорогих и тяжелых до самых простых, включая отечественные разработки. В результате, взвесив все за и против, мы пришли к решению компании Grass Valley. Помимо всего прочего, мы работали в очень сжатые сроки: финальная определенность появилась только в начале 2012года. А окончательное решение было принято в январе-феврале, поэтому на то, чтобы спроектировать, заказать, привезти и запустить проект в Москве, отработать его, обучить персонал, исправить возможные ошибки, упаковать и отправить в Лондон, запустить комплекс уже там и провести Олимпиаду, оставалось крайне мало времени. К слову сказать, мы отправили комплекс в 20-х числах июня, что, я считаю, само по себе является рекордом. Таким образом, от момента заказа до отработки прошло меньше шести месяцев.

— Какие еще варианты рассматривали? Был ли тендер?

Тендер был исключительно технический. Я вместе со своими специалистами оценивал те возможности, которые дает то или иное решение, принимая во внимание цену продукта. Ведь есть «коробочные» решения, которые работают практически «с колес». Например, решения компании EVS, однако для нас они были непроходными по ценовым параметрам. Мы принимали во внимание очень много показателей, и цена комплекса среди них имела не последнее значение.

— Кто был интегратором? Почему именно они?

В данном случае мы выбрали интегратором компанию «Профессиональные телевизионные системы». Мы уже работали вместе, и результат нашего взаимодействия был положительным. В частности, сотрудники «ПТС» переоборудовали большую студию «НТВ-Плюс», был опыт работы поставки серверного оборудования. Они гарантировали нам сроки выполнения работ, в течение которых мы должны были получить продукт. В очередной раз мы остались довольны сотрудничеством.


— Вы уже работали с Grass Valley?

Не могу сказать, что у нас был какой-то серьезный опыт сотрудничества. Некоторое время назад мы общались с компанией Grass Valley (тогда, когда она еще была частью компании Thomson), и я остался недоволен послепродажной поддержкой продуктов. После того как Grass Valley стала самостоятельной, я получил подтверждение от нового менеджмента, что они намерены развиваться динамично и в том числе быстро реагировать на запросы пользователей, как с точки зрения функционала продаваемых продуктов, так и с точки зрения послепродажной поддержки. Как показало время, новая тактика сыграла свою роль. Я обсудил возможность поставки комплекса с президентом компании Grass Valley, выяснил все интересующие меня вопросы, включая структуру финансирования и функционал комплекса, и получил гарантию того, что все проблемы, которые могут возникнуть, будут устранены если не мгновенно, то в течение очень короткого срока.

 

— Как шла подготовка к Олимпиаде?

Дело в том, что одним из условий нашего сотрудничества с Grass Valley и «ПТС» было разворачивание всего комплекса в Москве, в «Останкино», затем его отработка, включая нагрузочное стресс-тестирование, обучение как инженерного, так и творческого состава, устранение возможных неполадок. Действительно, в мае комплекс был поставлен, и началась его отладка, которая проходила в несколько этапов, так как оборудование приходило по частям. Мы даже по ходу работы успели перейти на другую, более новую версию – 2.0., которая удовлетворяла нашим требованиям практически на 95%. Были обучены инженеры-специалисты технической дирекции, которые вместе со специалистами Grass Valley проводили тренинги с творческим персоналом дирекции спортивных каналов «НТВ-Плюс». Более того, к моменту окончания отработки комплекса, а она длилась всего две недели – это чрезвычайно малое количество времени, «творцы» успели залить материал, и комплекс с уже отчасти готовым видео был упакован и отправлен в Лондон на Игры. Как показывает практика, такая стадия тестирования необходима, потому что возникло некоторое число проблем, которые были устранены сотрудниками компаний.

 

— Как именно работает Stratus? Что он делает?

Основным параметром работы комплекса была запись большого количество внешних линий в реальном времени: 16 HD. C первой секунды записи требовался доступ к этим материалам на местах журналистов, которые готовили программы, новостные выпуски либо осуществляли подготовку трансляции. Кроме того, должен был быть встроен канал связи, из которого с действующего комплекса Ardendoв Москве мы получали архивные материалы. Поскольку на Олимпиаде комплекс был территориально распределен, «НТВ-Плюс» базировалась не только в одном месте – IBC – Международном вещательном центре в Лондоне, но также имела две студии: в Уимблдоне и в Вестминстере – это была основная презентационная студия. Перед нами стояла задача – связать между собой все три студии: ту, что находилась в Вестминстере, IBC и ту, что была в Москве. Это было успешно решено: люди, которые работали в Вестминстере, видели материал, который был в IBC, у себя на локальной машине. Из Москвы материалы спокойно попадали в систему, когда это было необходимо. Все это требовалось запустить, настроить и привести в рабочее состояние практически за две недели. Комплекс начал собираться 15-го июля, а 27-го начались Олимпийские игры. За день до этого комплекс уже был в эфире. Он работал в режиме 24/7, вещалось с него 6 каналов, 12 портов, что достаточно много. За все время работы мы не столкнулись ни с какими серьезными проблемами, которые бы могли привести к срыву эфира или чему-то подобному. На единый массив комплекса заливались материалы с карточек Panasonic P2, на которые осуществлялась съемка сюжетов с ТЖК, там же на станциях Edius происходило озвучание материалов. Туда даже попадали данные, импортированные из системы EVS компании OBS, которая находилась уже внутри IBC, где происходила раздача архивных материалов. Словом, комплекс GrassValley был ядром всего вещания «НТВ-Плюс» на Олимпийских играх в Лондоне.

— Как осуществлялись трансляции и какое еще оборудование вы использовали?

Серверное оборудование – это еще не вседля того, чтобы осуществить трансляцию. Безусловно, у нас была масса другого: это оборудование и Harris, и Rossvideo, и Snell, и Evertz, и Riedel, а также звуковые микшеры Calrec и камеры Panasonic в студийном и ТЖК-исполнении. Комплекс был очень сложным. Фактически мы в миниатюре повторили все возможности, которые у нас есть здесь, в «Останкино»: три студии, центральная аппаратная – все это было реализовано в рамках тех 200 кв. м, которыми мы располагали в IBC. Кроме того, на основании опыта предыдущих игр была произведена интеграция матрицы связи Riedel с видеоматрицей Harris, которые управлялись специально написанным программным обеспечением для одновременной коммутации комментаторских каналов и внешних линий видеоисточников. Не все получилось так, как задумывалось, но подход оказался правильным, и в дальнейшем мы будем применять этот способ коммутации на всех других крупных трансляциях.

 

— Какое количество камер использовали?

Во всех студиях использовалось 15 камер Panasonic, кроме того, было еще 6 комплектов ТЖК Panasonic P2.

 

— Планируете ли дальнейшее сотрудничество с Grass Valley?

Надеюсь на это. Тот комплекс, который мы использовали на Олимпиаде, мы традиционно после Игр инсталлируем в «Останкино», в наших постоянных производственных мощностях. Сейчас мы в процессе инсталляции всего этого комплекса внутрь системы, соответственно, в скором времени мы переведем на него выдачу материалов в студиях, кроме того, будем интегрировать с нашим существующим парком монтажных станций Edius. Конечно, с постепенным переоборудованием студии мы будем докупать соответствующие части от комплекса Stratus, развиваться с приходом новых студий, работать над переоборудованием всего студийного комплекса. Также будут добавлены новые порты, play-out-станции, станции записи и монтажа.

 

— Сейчас вы занимаетесь модернизацией того, что находится здесь?

Одновременно с модернизацией того, что находится здесь, мы внедряем тот комплекс безленточного производства, который привезли из Лондона. Примерно то же самое мы делали, когда вернулись из Пекина, этот комплекс теперь занимается в основном архивным хранением материалов. А теперь мы будем дополнять производственный комплекс возможностями онлайнового монтажа и воспроизведением материалов.

 

— Что представляет собой комплекс в Москве?

Это набор серверов K2, ядро системы –Stratus, монтажные станции Edius для сложного монтажа и Express, предназначенный для новостного монтажа в облегченном варианте.

 

— Что можете рассказать о будущих проектах?

Как я уже сказал, модернизация нашего комплекса, начавшаяся в этом году, коренным образом перерабатывает ту технологию, которая была у нас заложена. Первоначально комплекс был одним из первых цифровых в России. В связи с увеличением каналов, которые воспроизводятся в HD, мы переделаем всю структуру под HD. Уже запущены одна студия и две аппаратные производства HD, в которых есть возможность формирования многоканального звука Dolby Digital 5.1. Кроме этого, оставшиеся два аппаратно-студийных комплекса в предстоящем году также будут переделаны под HD, мы планируем интегрировать систему безленточного монтажа выдачи в эфир Stratus, которая у нас приехала из Лондона и которую затем мы будем дополнять новым функционалом.

— Началась ли подготовка к Олимпиаде в Сочи?

Подготовка уже идет. Мы оценили тот положительный опыт, который был получен во время трансляции Олимпиады из Лондона, когда ядро системы находилось на месте, а удаленные студийные части были вынесены и соединены линиями связи. Я думаю, мы продолжим эту идеологию. Вполне возможно, что в следующем году мы будем готовить уже новый комплекс трансляций, в котором основная часть вычислительных мощностей и мощностей хранения останется здесь, в Москве, а частично вынесенные в Сочи рабочие места, подключенные через высокоскоростные линии связи, позволят нам работать в столице Олимпиады таким образом, будто мы находимся в Москве.

— Что хотелось бы сказать в конце нашего интервью?

Я хочу выразить благодарность московскому представительству компании Grass Valley и лично Александру Богаткину за конструктивный подход, за реагирование на наши проблемы. Надо сказать, что от компании нам был выделен специальный сотрудник, который во время Олимпиады находился в Лондоне в круглосуточной смене с нашими специалистами. То же самое я хочу сказать компании «ПТС» («Профессиональные телевизионные системы») и лично Павлу Клевцову и Алексею Поройкову, которые не только осуществили дизайн и поставку комплекса, но и прислали своих работников для поддержки нашего комплекса в Лондоне. Хочу сказать спасибо компании «МедиаИнжиниринг» и Владимиру Лобачу, которые также помогали нам осуществлять подготовку и монтаж видео- и связной частей комплекса. И, конечно, моим коллегам – коллективу технической дирекции «НТВ-Плюс», которые своим нелегким трудом смогли обеспечить подготовку и запуск в чрезвычайно сжатые сроки сложнейшего оборудования и обеспечили его бесперебойное функционирование вовремя Олимпиады.

Олег Колесников родился 22 марта 1969 г. в Челябинске. В 1994 г. окончил факультет аэрофизики и космических исследований МФТИ. В 1994 –1995 гг. работал техническим директором АОЗТ «Ракурс». 1995–1996 гг.- спортивная редакция«НТВ». 1996-1997 гг. – директор-распорядитель спортивного канала «НТВ-Плюс». 1997–1998 гг. – заместитель заведующего отделом трансляции. 1998–2000 гг. – заведующий отделом обеспечения эфира. 2000–2002 гг. начальник отдела обеспечения эфира. 2002–2004 гг. начальник отдела обеспечения эфира в дирекции спортивных каналов. 2004–2005 гг. – заместитель директора спортивных каналов. С апреля 2005 г. – технический директор телекомпании «НТВ-Плюс».